ГлавнаяЦеныОтзывыПодбор тураАвиабилетыКонтактыСотрудники

 Чешская литература от истории до современности



Несмотря на то, что подавляющее большинство наших читателей знакомо с чешской литературой благодаря бравому солдату Швейку, описанному Ярославом Гашеком и изобретателю ставшего народным названием любого механического устройства, выполняющего действия человека – робота, писателя Карела Чапека, история чешской литературы имеет корни многовековые. Подлинный литературный язык в Чехии выработался еще в 13 веке, начав формироваться после принятия на ее территории в 9 столетии христианства. Уже в 14 веке в чешской литературе существовало все, что присутствовало в Средневековой Европе, религиозные сочинения, сказания о житии святых, рыцарские романы и стихотворные произведения, и даже малое количество профессиональных пьес для театров.

Живший в 1371-1415 годах великий чешский реформатор Ян Гус, на литературном языке создавал свои знаменитые трактаты, послания и проповеди, однако из-за обилия войн, проходивших в тот период на территории страны, литература постепенно теряла свое значение. Ведущую роль в ее возрождении сыграл орден Богемских Братьев, чьим лидером был П. Хельчицкий. Члены этого ордена перевели на чешский язык Библию и создали множество поэтических и прозаических религиозных произведений, одно из которых, манифест «Сеть веры», был написан самим Хельчицким и стал символом анархизма и пацифизма в христианстве той эпохи.

В пятнадцатом-шестнадцатом веках литература в стране развивалась на двух языках – чешском и латыни, и, как отмечают многочисленные исследователи и критики, была направлена на гуманизм, которого так не хватало народу, отягощенному постоянным гнетом военных событий, ознаменовавших тот период истории страны. С 1620 года, после того, как Богемия лишилась независимости после печально известной битве на Белой Горе, почти полтора столетия народная чешская литература оказалась в изгнании, будучи вытесненной латынью. Сугубо католическая страна, где старославянская письменность была практически полностью лишена возможности реализовать свой потенциал, Чехия оставалась таковой вплоть до конца восемнадцатого столетия, когда началось Национальное возрождение, как его называют сейчас  историки.

Поначалу это явление в большей степени отражалось в развитии филологической культуры, и огромную лепту внес в дело просвещения  Йосеф Добровский, которого называют сейчас отцом славянского языкознания. Именно он заложил основы истории литературы и грамматики, тщательно изучив старославянский язык и кодифицировав его в чешский литературный язык, которым пользуются до сих пор. Немалую роль в возрождении чешской поэзии сыграл и его современник Йозеф Юнгман, создавший в 1820 году «Словесность», ставшую хрестоматией чешской литературы и напечатавший много своих стихотворных творений на чешском языке. Он был истинным славянистом и видел в языках славянских народов общие корни, как у единого народа.

Постепенно идеи возвращения классической романтической поэзии и прозы подхватили многие чешские авторы. К тому же периоду относится и творчество Франтишека Палацкого, который, будучи известным политическим и общественным деятелем, написал знаменитый труд «Деяния чешской нации», в которой отобразил историческую жизнь Чехии, дав толчок развитию патриотического направления.

После периода романтизма, который длился до середины 1800 годов, наступила пора реализма. К первой волне этого направления можно, безусловно, отнести Божену Немцову и Яна Неруду. Немцова писала в основном прозу идиллическую, о сельских жителях, и среди главных, пожалуй, ее романов, написанный в 1855 году роман «Бабушка». Неруда писал  юмористическую прозу и короткие эпиграммы и сатирические стихи, в которых хлестко высмеивал тогдашних жителей Праги.  

В 1870 году писателей страны накрыла волна романтизма, в которой господствовало французское влияние. Я.Врхлицкий в память об этом периоде оставил более восьмидесяти тоном прекрасной риторической поэзии, при этом не только своей, но и переведенные на чешский язык, произведения великих европейских поэтов. С.Чех оставил после себя стихи, которые главным образом носили политических характер, которые вдохновляли на борьбу против австрийского господства. Гимном к сопротивлению тогда служили его песни раба.

Ю. Зейера можно отнести к английским прерафаэлитам. Произведения его были просто пронизаны экзотической утонченностью. Девяностые годы, девятнадцатого века, выдвинули на передний план новое поколение чешских писателей и поэтов, которые не остались без внимания со стороны будущего президента страны Т. Масарика, который критиковал романтизм чешской литературы того времени. И. С. Махар писал в то время довольно иронические стихи, с ярко выраженной сатирой, а вот П. Безруч наоборот, в своих произведения отражал народное возмущение, к австрийским завоевателям. Ярким примером могут служить его Силезские песни.

Эпоху символизма в чешской литературе представляют поэты О. Бржезину и А. Сову, оставившие в наследие стране свои произведения, многие из которых сегодня легли в основу школьной программы страны. Несмотря на то, что А. Сову менее известен в Европе, чем его французский предшественник П. Верлен, многие историки литературы находят сходство в произведениях этих мастеров пера. В основу их направления легло изобразительное искусство, модное в тот период – импрессионизм. Их произведения были написаны в манере, которая не воспринималась интеллектуально, а только на основе впечатлений.

Известный всему миру О. Бржезину – это псевдоним писателя Вйебавый. Сын простого сапожника стал непревзойденным мистиком и поэтом, и самым известным символистом чешской поэзии. В начале своей карьеры его стихи можно было назвать простой лирикой. Но, под влиянием французского поэта Ш. Бодлера он начал совершенно иную поэзию, полную христианской философии и мистицизма.

На рубеже веков в чешской литературе появились романтики, ярким представителем которых стал А. Ирасик. Сын потомственный ткачей и крестьян, стал непревзойденным поэтом и романтиком той эпохи. Первые стихи он писал под влиянием В. Скота, А.Мицкевича и других романистов начала 20 века. Но, позже он переключился на прозу, и до сегодняшнего дня, большим успехом пользуются его исторические романы.

В это же время были написаны романы и Голичека, в которых описывался уклад сельской жизни страны, и К.М. Чапек-Ход, описывающий упадок столичного мещанства, в Р. Свобода сочиняла очень простые по стилю произведения, описывающие взаимопонимание женщины и общества того времени. Национальная независимость 1918 года дала новый толчок и оживила литературу и поэзию страны.

Чешскую поэзию того времени можно четко разделить на три направления. Пролетарское – было представлено И. Волькером, Й. Гора. Поэтическое направление в стиле сюрреализма и футуризма возглавил В. Незвал. А вот тяжеловесные метафизические стихи, с ярко выраженной духовностью писал Ф. Галас и Я. Заградничек. В литературе необычным разнообразием был представлен романизм, представителем которого выступил Я. Гашек. Известный во всем мире роман «Похождения бравого солдата Швейка» был написан человеком, который родился в семье учителя. И, несмотря на то, что он поступил в торговую академию, он самостоятельно изучил русский язык и увлекся литературой.

Работая после окончания академии в банке, он одновременно редактировал журнал «Мир животных» и публиковал свои первые литературные опусы. Некоторое время Гашек сотрудничал с анархистами и был главным редактором их журнала «Коммуна». Когда началась война, Гашек ушел служить в армию, и, став помощником писаря, получил возможность записывать военные истории в стихах или прозе. Так собственно и появился его сатирический ромЛитературное наследие Чехииан, о солдате, получивший всемирное признание.

В тоже время творили и такие мастера прозы, как И. Ольбрах. Под этим псевдонимом писал знаменитый чешский писатель К. Зееман. В своих произведениях он оригинальным образом раскрывал жизнь карпатской Руси, быт русинских сёл, в начале двадцатого столетия. В романах автора дан анализ сложных бытовых переживаний, через психологические портреты героев, которые были поставлены в нестандартные условия.

Его современник В. Ванчура в своей модернисткой прозе оставил в наследие уникальный стиль, созданный им самим. В своих произведениях он применял такие элементы разговорного языка, которые через поэтические метафоры и архаизмы смогли сформировать литературный экспрессионизм. Все его творчество пронизано новаторством и синтезом, который позволил не только создавать новые слова, но и возвращать в литературный язык старочешские выражения. Свои произведения Ванчура писал в форме рассказа, давая при этом психологическую зарисовку портрета героев.

Не меньший след в мировой литературе оставила чешская драматургия. Произведения К. Чапека внесли в нашу жизни такое слово как «робот», в котором он высмеял будущую машиноподобную цивилизацию. Но, вершиной его творчества стал роман «Война с саламандрами», пронизанный антифашисткой сатирой. Драматургические произведения Чапека, хоть и затрагивают серьезные темы, но написаны с большой долей юмора.

Говоря о литературном наследии Чехии, нельзя не вспомнить о великом прозаике еврейского народа Ф. Кафке. Подданный чешской республики, долгое время прожил в стране, и во многих своих произведениях, он ссылается на Прагу, которая и по сей день, хранит память о пребывании в городе этого великого писателя.