ГлавнаяЦеныОтзывыПодбор тураАвиабилетыКонтактыСотрудники

 Чешский кинематограф - многогранный и загадочный


 
  «Златовласка», «Три орешка для Золушки», «Бравый солдат Швейк», и многие другие – эти фильмы знакомы нам с детства, и мы с нетерпением ждали их показа по телевизору, а сейчас ищем их на дисках. Мы любим чешский кинематограф за красоту, спокойствие и здоровый юмор. Но, по сути, что мы знаем о чешском кино? Как оно появилось, как развивалось, и чем живёт сейчас.

История чешского кинематографа началась примерно в одно время, что и история кинематографа всей Европы. Фильмы братьев Люмьер взволновали сердца людей, и кинематограф в конце XIX века занял своё законное место в культуре всех стран.

Основатель чешского кино Ян Кршиженецкий был просто одержим кинематографом, и эта его одержимость сыграла свою роль. Для показа его первых фильмов был специально выстроен павильон, он же оказался и основателем документального кино, он сумел завлечь людей этим особым видом искусства. И уже к 20-годам ХХ века в Чехословакии успешно работали две киностудии, работающих до сих пор.Чешское кино.

На обеих этих киностудиях, «Баррандов», расположенной в пригороде Праги, и словацкой «Колиба» в Братиславе, были сняты одни из лучших советских фильмов, до сих пор снимаются российские, мэтры европейского и голливудского кино часто заключают контракты на съёмки фильмов на киностудии «Баррандов». Именно здесь был снят чешский сериал для детей, полюбившийся юным зрителям «Осьминожки со второго этажа» о маленьких и забавных пришельцах с другой планеты. В настоящее время «Баррандов» обладает крупнейшим в Европе кинопавильоном.

После окончания Второй мировой войны в Чехословакии начинается уникальный период развития кинематографа, который получил название «новой чехословацкой волны», который развивался наряду с «новой волной» французского кино. Начался он с основания Пражской киношколы. Один из руководителей киностудии «Баррандов» кинорежиссёр Отакар Вавра, который считается основателем монументально-исторического чешского кино, начал готовить молодых режиссёров. По сей день эти режиссёры – Милош Форман, Ян Кадар, Эльман Клос, Иржи Менцель, Павел Юрачек, Вера Хитилова и многие другие – считаются профессионалами высочайшего класса, а их фильмы стали эталоном режиссёрской работы.

Уникальность Чехословацкой «новой волны» в том, что в отличие от французов, чешские кинорежиссёры не боялись честно показать жестокость и моральную грязь. Особенно это касалось фильмов, посвящённых Второй мировой войне, где описывались зверства фашистов, Холокост, страшная гибель людей. В то же время эти фильмы были по-разному окрашены стилистически – среди всех этих ужасов находилось место и любви, юмору, красоте. Яркий пример – оскароносный фильм «Поезда под пристальным наблюдением», дебют Иржи Менцеля.

Шестидесятые годы принято называть «золотой эрой» кинематографа, и Чехословакия не оказалась в стороне. В 1965 году власти страны стали относиться к кинематографу более лояльно, чем было до сих пор, началась «оттепель» чешского кино. И за два года ведущими режиссёрами «новой волны» было снято множество совершенно феноменальных фильмов, уже вошедших в разряд классики кинематографа. В фильмах этого периода появились элементы фарса, чёрного юмора, сатиры на общественную жизнь, они описывали жестокость в личных отношениях людей. Многие мастера того времени брались за экранизацию скандальных авторов постмодернизма, примешивая к их сюжетам жёсткий реализм. В этих фильмах чудесным образом гармонично сочетаются откровенность во французском стиле, монументальность советского образца, польский черный юмор и итальянский реализм. И органично вписывается в них чисто чешская способность передавать на экране природную спокойную красоту пейзажей, казалось бы, такую далёкую от чёрствости жизни. Это объясняется тем, что до конца войны чехи не имели собственной кинотрадиции, фильмы их были достаточно слабыми по сравнению с другими европейскими фильмами, и чешские режиссёры взяли самое лучшее у своих зарубежных коллег, слив в единую, уникальную в истории мирового кинематографа картину.

Именно в период «новой волны» начали сниматься нестареющие детские сказки, поражающие своей трогательностью, шедевральный пародийный фильм на американские вестерны «Лимонадный Джо», своеобразным римейком которого позже явился советский «Человек с бульвара капуцинов» и множество фильмов, резко критиковавших сюжеты социалистической жизни («Маргаритки» Веры Хитиловой), скуку коммунистической пропаганды и пороки режима («Бал пожарных» Милоша Формана).

Поражает чешская «новая волна» и многообразием жанров, пришедших в чешское кино. Лирика, комедия, трагикомедия, гротеск с налётом кафкианского бреда (ярачайшие режиссёры здесь – Ян Шванкмайер, Антонин Маша, обращались к таким сюжетам Иржи Менцель и Вера Хитилова), экспрессионизм, пришедший из глубины 20-х годов сюрреализм, и везде – юмор. Чёрный, пошлый, забавный, добрый и всегда здоровый. Как любили чехи пошутить в своих картинах на расцвете кинематографа, не изменили они своей натуре во время либеральных 1965 – 1967 годов, не изменяют ей и сейчас.

Период «новой волны» закончился неожиданно. Так же, как неожиданно вошли в Чехословакию советские войска в 1968 году. «Железный занавес» с грохотом опустился вновь, и кинематограф стал подвергаться жёсткой цензуре. Лучшие фильмы, снятые в 60-х годах, были запрещены и заперты в сейф, талантливые режиссёры отстранены от съёмок. Многие эмигрировали, Милош Форман стал одним из самых востребованных режиссёров Голливуда. Правда, иногда опальным режиссёрам разрешалось снимать детское кино. В 70-х годах были выпущены лучшие фильмы-сказки чехословацких режиссёров, множество хороших фильмов детской тематики, но основная поэтика фильмов времён чешской «оттепели» была безвозвратно утеряна.

Кино Чехии.И так продолжалось два десятка лет, до 1989 года, когда «бархатная революция» тихо и бескровно изменила уклад жизни чехов. В чешском кинематографе началась новая эра. Кинорежиссёры почувствовали ветер перемен, и постепенно в чешские фильмы стала возвращаться поэтика, конечно, несравнимая с тем самым «золотым веком». Но в фильмы вернулся дух сюрреализма, многие режиссёры ставят своих героев в различные бытовые ситуации, из которых, как кажется, нет выхода, в лучших традициях Формана и Менцеля. Всё это разбавляется традиционным чешским юмором, порой непонятным иностранному зрителю. Кино остаётся таким же уникальным.

В это время появляются чешские сериалы, которые до сих пор вспоминаются нами, а сами чехи нет-нет да смотрят их. «Больница на окраине города", где обыгрываются личные и рабочие отношения сотрудников небольшой больницы. Этот сериал, спокойный и трогательный, настолько полюбился чешским зрителям, что не так давно было даже снято продолжение «Больница на окраине города. 20 лет спустя». Фантастический сериал для детей «Осьминожки со второго этажа» великолепно соединяет в себе художественное повествование и элементы анимации, что тоже является традицией чешского кино 60-х – этот приём очень любил Ян Кадар.

Что касается полнометражных фильмов, то сейчас в Чешской Республике снимается около 15 фильмов в год, кинематограф имеет финансовую поддержку и со стороны государства, и со стороны различных продюсеров. В 1996 году копилка чешского кино пополнилась ещё одним Оскаром и Золотой ветвью Каннского кинофестиваля – за фильм «Коля» Яна Сверака, который в сорока странах мира увидело более трёх миллионов зрителей. И не перестают поражать чехи весь мир своим эпатажем, не просто полётом своей мысли, но ещё и производительностью. Фильм «Крысолов» Франтишека Антонина Брабца был даже занесён в книгу рекордов Гиннеса за самую короткую съёмку – он был снят в течение 31 декабря 2002 года.

И конечно, как можно забыть о феноменальных чешских мультфильмах, которые занимают особое место в киноискусстве. Кому из нас не известен добрый и забавный Кротик и его милые неприятности с транзистором и жвачкой. Этот Крот в своё время был настолько популярен, что огромными тиражами выпускались футболки и шапки с его изображением, игрушки, копирующие самого Крота и его друзей. А война мирных собак Стремянки и Макаронины с вечной вороной-хулиганкой непременно вызывает взрывы смеха как у детей, так и у взрослых. Мультфильмы пропитаны добрым юмором, трогательностью и оптимизмом, и для многих явились учебником в создании анимационного кино. Кстати, мало кому известно, но в 60-х годах многие серии американского сериала «Том и Джерри» были нарисованы чешскими художниками.

Широчайшую аудиторию в настоящее время завоевали документальные фильмы, которые производятся в основном силами телеканалов. Чешские зрители с удовольствием смотрят документальное кино, но, к сожалению, пока не всегда знают автора фильма. Но появившаяся в последнее время тенденция получения документальными фильмами Чехии различных наград может исправить эту ситуацию, и это будет более чем хорошо. История чешского кинематографа вообще показала, что существование кино в этой маленькой и гордой стране напрямую зависит от интереса чешского зрителя. Зрительские симпатии чехов являются, пожалуй, самыми патриотичными в мире – если им дадут выбрать между премьерой американского блокбастера и отечественным фильмом, они пойдут на фильм чешского режиссёра. Они смотрят чешские сериалы и мультфильмы, они проявляют рьяный интерес к жизни деятелей кино именно своей страны. А если искусство кому-то нужно, значит у него есть будущее.